Посты на форуме

Зайцева Елена Николаевна
22 мар. 2022 г.
In Психологическая реабилитация
1.Сущность проблемы В Республиканском центре социальной реабилитации детей-инвалидов «Возрождение» работают педагоги, медицинские работники и психологи. На обслуживании Центра находятся дети с особыми потребностями и дети группы риска, которые получают все необходимые виды помощи. Перед специалистами Центра встает ряд серьезных проблем, которые успешно решаются. На сегодняшний день, у обращавшихся за помощью к психологу, самым насущным является запрос о том, как пережить сложившуюся ныне ситуацию у нас на Донбассе. Почти все испытывают страх и тревогу за себя и своих близких. Конечно, в отличие от взрослого маленькие пострадавшие в силу понятных причин не всегда могут адекватно оценивать и воспринимать происходящее, но они очень чутко реагируют на измененное состояние родителей. Представим основной перечень утрат в жизни человека. 2.Утраты: -Дома, страны (миграция) -Отношений (развод, расставание) -Смерть близкого -Безопасности (насилие) -Здоровья (болезнь) Когда мы говорим об утрате дома и страны, человек при этом теряет прошлую жизнь, свою культуру, привычки, попадает в кризис. Есть такие семьи, которые лишились жилья. Следующая утрата отношений (развод) – Большинство семей воспитывающих особых детей и так являются неполными. Утрата партнера по браку тяжелое состояние. Тяжелейшая из утрат, влекущая серьезные последствия – это смерь близкого. Бывает отсроченное восприятие, при этом дети могут скрывать свои переживания. (Это уходит в психосоматику). Напр. папа умер- ребенок не плакал, спокойно воспринял, не страдал, а через полгода после утраты черепашки – (он прожил эмоции потери отца через потерю черепашки) ужасно страдает, у него истерика. Утрата безопасности. Всем знакомо это чувство постоянного напряжения, когда салют воспринимается как бомбежка.… Утрата здоровья. ЧС на самом деле идут с различными этими потерями рука об руку. И утрата безопасности приводит к болезни, т. е. мы знаем о неимоверном всплеске обострений хронических заболеваний и даже онкологических… Все эти утраты если должным образом не пережиты, т.е. не оказана вовремя психологическая помощь- приводят еще и к зависимостям: алкогольной, наркотической, зависимости от комп. игр, потому что человек, который постоянно находится в стрессе, пытается хоть что-то и как-то сделать, чтобы отойти от этого стресса. Поэтому очень важно оказывать психологическую помощь своевременно. При этом специалисты очень четко и трезво должны оценивать свое внутреннее состояние. Они не должны быть внутренне надорваны, и не должны пытаться этой помощью компенсировать свою внутреннюю боль. Теперь рассмотрим этапы кризиса, здесь они несколько упрощены. Для оказания человеку помощи, необходимо сразу определить на каком этапе он находиться. 3.Этапы кризиса. 1.Шок. У каждого были какие-то утраты. Это нереальное состояние. Обычно этот этап не длится долго. Напр. погибли близкие, а он стоит, спокоен и дает интервью. А может быть наоборот – интеллигентный человек, а будет кричать что-то невразумительное, вести себя антисоциально, т. к. не владеет собой. Острые шоковые реакции (истерика, агрессия, психомоторное возбуждение, ступор, страх, апатия, нервная дрожь, плач –брошюра в электронном виде). Я предлагаю параллельно рассмотреть эти же этапы в семье, воспитывающей особого ребенка. Она так же проходит такие стадии. Ожидали здорового ребенка - все строили планы. И тут вдруг ожидания обманулись - рухнул весь мир – шок, рождение особого ребенка всегда воспринимается как трагедия. Аналогично происходит и при онкозаболевании – узнали - тоже шок! 2.Стадия отрицания. «Не может быть! Этого не может быть, это скоро кончится. А у больных нет – это не болезнь, врачи ошиблись...» Психика отказывается воспринимать случившееся, происходит защита психики. Человек на полном серьезе может отрицать случившееся, но это все объяснимо. Что касается онкобольных, то узнав о болезни на первой стадии могут не лечиться, исчезнуть из больницы и не объявляться вплоть до четвертой. Когда уже болезнь проявит себя во всей силе. Благоприятный момент в лечении болезни может быть упущен. Поэтому важно подчеркнуть, что медики и психологи должны работать в одной команде. Родители детей с особыми потребностями очень часто, как мы видим из практики, не хотят оформлять инвалидность и ждут, когда же ребенок догонит в своем развитии сверстников и т.д. и могут застревать на ней годами. Можно выделить еще стадию поиска. Это может быть поиск врача, шарлатанов, того, кто возьмет ответственность на себя. Смена специалистов, которые оказывают помощь. Могут испытывать различные лекарства. На самом деле в принципе так не бывает, чтобы один этап закончился и начался следующий. Они плавно перетекают, это общий такой вектор. Шок может быть с отрицанием, с агрессией. 3.Агрессия. Когда человек находится в агрессии, он ее может направлять куда угодно. Может «к небесам», может обвинять себя во всем. В самообвинении нельзя человеку подыгрывать, т.к. самоагрессия может еще усилиться, и человек может что- то с собой сделать или проявятся соматические болезни – «уйдет в болезнь». Так же агрессия может быть направлена на врачей, которые на самом деле все сделали, чтобы спасти больного, или на руководителей. Даже на службу, которая оказывает помощь (напр. беженцам). 4.Депрессия. Самый большой этап. Не в клиническом смысле, а то состояние, которое в народе называется депрессией. Тяжелые переживания, не желание что-то делать, менять. Что касается родителей особых детей, то еще можно назвать «кокон». Родители все поняли, нашли причину, нашли виноватого. Все-тяжкое горе. Крест. Мы не имеем права есть, одеваться, работать, ходить в гости, жить в целом. 5.Принятие — это следующий этап. Когда человек может себя структурировать с учетом тех потерь, которые он пережил. (Очень часто нужен приблизительно год). Это светлое время. И для родителей так же это продуктивная стадия. Все поняли, выполняют рекомендации, помощники для специалистов. Все члены семьи могут находиться на различных стадиях. В соответствии с этими этапами надо выстраивать стратегию помощи, не шокироваться самому, а принимать человека (родителя) таким какой он есть, оказывая ему помощь. -Родителю особого ребенка можно помочь тогда, когда он, знает, чего хочет (формирование запроса, согласование представлений о работе с возможностями учреждения, специалистов). -Важно уважать темп продвижения родителей по кругу принятия и переработки проблемы ребенка. Не двигаться быстрее, чем возможно для родителей и скоординировать их совместную работу. - Специалист не может стать родителем за кого-то, он не может сказать, что ваш ребенок такой-то и вы должны делать то-то (соблюдаются границы ответственности). Донести до сознания родителей, что основная работа с ребёнком должна проводиться именно родителями, а специалист является лишь проводником в этой работе. Чего нельзя говорить человеку на остром этапе. - запрет на горевание (не плачь, соберись – в этом случае человек помощи не получит)- не обесценивать горе человека; - призыв к позитивному мышлению (что все будет хорошо, звучит не убедительно, т.к внутренний эмоциональный надрыв человека не позволяет себя чувствовать на данный момент хорошо); -утешение будущим (да ладно, вернетесь или выйдешь еще замуж, еще родишь - внутренний ресурс тратится еще больше, чтоб не убить соболезнующих...); - произношение общих фраз типа «время лечит» - бестактность; - попытки рационализировать потерю (вы давно хотели переехать.) - призывать, ты должен держаться, другим еще хуже…; - искать виноватого, занятие пустое и вредное; - псевдоодобрение: «я знаю как вам трудно, я понимаю вас»; - делиться собственным горем. Общение на остром этапе: - не ожидайте благодарности; - не обижайтесь при отказе от помощи; - не пугаться интенсивности эмоций; -не рассчитывайте на логику. 4.Некоторые психотерапевтические методы работы. Родителям предоставляется помощь в виде индивидуальных психологических консультаций. Ребенок не всегда может рассказать о том, что он чувствует и переживает; он не всегда может объяснить, в какую ситуацию он попал и что с ним произошло, и наконец, он не всегда может адекватно реагировать на специалистов, которые будут с ним работать. Детям оказывается помощь такими методами как: - игротерапия; - арт-терапия - коллажтерапия - рисуночная терапия - сочинение историй; - сказкотерапия, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо. - куклотерапия; - песочная терапия -песочная терапия для детей с особыми потребностями в развитии является очень актуальной, т.к. ребенок часто словами не может выразить свои переживания и страхи. - звукотерапия и др. В заключение можно сказать, что помощь необходима для предотвращения нарушений поведения и профилактики психосоматических расстройств. Следствием эффективной психологической помощи пострадавшим является оптимизация психического состояния и поведения человека в экстремальных ситуациях. Еще хотелось отметить, что всем знакомо понятие о травме после стресса, но есть еще и такое понятие как травматический рост, пережив стрессогенную ситуацию мы усваиваем ее в свой социальный опыт и выходим из нее более сильными. А многие люди выходят выросшими и личностно, и духовно. Зайцева Елена Николаевна, практический психолог I категории, ГУ ЛНР «Республиканский центр социальной реабилитации детей- инвалидов «Возрождение», г. Луганск, ЛНР Рекомендуемые интернет-ресурсы: 1. Форум Семейство сайтов «Пережить.ru» 2. Как пережить развод, расставание. www.perejit.ru 3. О настоящей любви. www.realove.ru 4. Для тех, кто не хочет жить. www.pobedish.ru 5. Как пережить смерть близких. www.memoriam.ru 6. Преодолеть последствия насилия. www.vetkaivi.ru 7. Болеем, не унывая. www.boleem.com 8. О гаданиях и привороте. www.zagovor.ru 9. Как стать счастливым. www.realisti.ru 10.Этот сайт не относится к проекту «Пережить.ру», но о нем тоже хочется упомянуть здесь: www.noabort.net Литература: 1.Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 174 с. 2.Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации: Справочник практического психолога. – М.: ЭКСМО, 2005. – 916 с. 3.Карварсарский Б.Д. Психотерапия: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2002. – 672 с. 4.Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. – М.: Смысл, 2005. – 182 с.
2
0
12
Зайцева Елена Николаевна
22 мар. 2022 г.
In Психологическая коррекция
1.Сущность проблемы В Республиканском центре социальной реабилитации детей-инвалидов «Возрождение» работают педагоги, медицинские работники и психологи. На обслуживании Центра находятся дети с особыми потребностями и дети группы риска, которые получают все необходимые виды помощи. Перед специалистами Центра встает ряд серьезных проблем, которые успешно решаются. На сегодняшний день, у обращавшихся за помощью к психологу, самым насущным является запрос о том, как пережить сложившуюся ныне ситуацию у нас на Донбассе. Почти все испытывают страх и тревогу за себя и своих близких. Конечно, в отличие от взрослого маленькие пострадавшие в силу понятных причин не всегда могут адекватно оценивать и воспринимать происходящее, но они очень чутко реагируют на измененное состояние родителей. Представим основной перечень утрат в жизни человека. 2.Утраты: -Дома, страны (миграция) -Отношений (развод, расставание) -Смерть близкого -Безопасности (насилие) -Здоровья (болезнь) Когда мы говорим об утрате дома и страны, человек при этом теряет прошлую жизнь, свою культуру, привычки, попадает в кризис. Есть такие семьи, которые лишились жилья. Следующая утрата отношений (развод) – Большинство семей воспитывающих особых детей и так являются неполными. Утрата партнера по браку тяжелое состояние. Тяжелейшая из утрат, влекущая серьезные последствия – это смерь близкого. Бывает отсроченное восприятие, при этом дети могут скрывать свои переживания. (Это уходит в психосоматику). Напр. папа умер- ребенок не плакал, спокойно воспринял, не страдал, а через полгода после утраты черепашки – (он прожил эмоции потери отца через потерю черепашки) ужасно страдает, у него истерика. Утрата безопасности. Всем знакомо это чувство постоянного напряжения, когда салют воспринимается как бомбежка.… Утрата здоровья. ЧС на самом деле идут с различными этими потерями рука об руку. И утрата безопасности приводит к болезни, т. е. мы знаем о неимоверном всплеске обострений хронических заболеваний и даже онкологических… Все эти утраты если должным образом не пережиты, т.е. не оказана вовремя психологическая помощь- приводят еще и к зависимостям: алкогольной, наркотической, зависимости от комп. игр, потому что человек, который постоянно находится в стрессе, пытается хоть что-то и как-то сделать, чтобы отойти от этого стресса. Поэтому очень важно оказывать психологическую помощь своевременно. При этом специалисты очень четко и трезво должны оценивать свое внутреннее состояние. Они не должны быть внутренне надорваны, и не должны пытаться этой помощью компенсировать свою внутреннюю боль. Теперь рассмотрим этапы кризиса, здесь они несколько упрощены. Для оказания человеку помощи, необходимо сразу определить на каком этапе он находиться. 3.Этапы кризиса. 1.Шок. У каждого были какие-то утраты. Это нереальное состояние. Обычно этот этап не длится долго. Напр. погибли близкие, а он стоит, спокоен и дает интервью. А может быть наоборот – интеллигентный человек, а будет кричать что-то невразумительное, вести себя антисоциально, т. к. не владеет собой. Острые шоковые реакции (истерика, агрессия, психомоторное возбуждение, ступор, страх, апатия, нервная дрожь, плач –брошюра в электронном виде). Я предлагаю параллельно рассмотреть эти же этапы в семье, воспитывающей особого ребенка. Она так же проходит такие стадии. Ожидали здорового ребенка - все строили планы. И тут вдруг ожидания обманулись - рухнул весь мир – шок, рождение особого ребенка всегда воспринимается как трагедия. Аналогично происходит и при онкозаболевании – узнали - тоже шок! 2.Стадия отрицания. «Не может быть! Этого не может быть, это скоро кончится. А у больных нет – это не болезнь, врачи ошиблись...» Психика отказывается воспринимать случившееся, происходит защита психики. Человек на полном серьезе может отрицать случившееся, но это все объяснимо. Что касается онкобольных, то узнав о болезни на первой стадии могут не лечиться, исчезнуть из больницы и не объявляться вплоть до четвертой. Когда уже болезнь проявит себя во всей силе. Благоприятный момент в лечении болезни может быть упущен. Поэтому важно подчеркнуть, что медики и психологи должны работать в одной команде. Родители детей с особыми потребностями очень часто, как мы видим из практики, не хотят оформлять инвалидность и ждут, когда же ребенок догонит в своем развитии сверстников и т.д. и могут застревать на ней годами. Можно выделить еще стадию поиска. Это может быть поиск врача, шарлатанов, того, кто возьмет ответственность на себя. Смена специалистов, которые оказывают помощь. Могут испытывать различные лекарства. На самом деле в принципе так не бывает, чтобы один этап закончился и начался следующий. Они плавно перетекают, это общий такой вектор. Шок может быть с отрицанием, с агрессией. 3.Агрессия. Когда человек находится в агрессии, он ее может направлять куда угодно. Может «к небесам», может обвинять себя во всем. В самообвинении нельзя человеку подыгрывать, т.к. самоагрессия может еще усилиться, и человек может что- то с собой сделать или проявятся соматические болезни – «уйдет в болезнь». Так же агрессия может быть направлена на врачей, которые на самом деле все сделали, чтобы спасти больного, или на руководителей. Даже на службу, которая оказывает помощь (напр. беженцам). 4.Депрессия. Самый большой этап. Не в клиническом смысле, а то состояние, которое в народе называется депрессией. Тяжелые переживания, не желание что-то делать, менять. Что касается родителей особых детей, то еще можно назвать «кокон». Родители все поняли, нашли причину, нашли виноватого. Все-тяжкое горе. Крест. Мы не имеем права есть, одеваться, работать, ходить в гости, жить в целом. 5.Принятие — это следующий этап. Когда человек может себя структурировать с учетом тех потерь, которые он пережил. (Очень часто нужен приблизительно год). Это светлое время. И для родителей так же это продуктивная стадия. Все поняли, выполняют рекомендации, помощники для специалистов. Все члены семьи могут находиться на различных стадиях. В соответствии с этими этапами надо выстраивать стратегию помощи, не шокироваться самому, а принимать человека (родителя) таким какой он есть, оказывая ему помощь. -Родителю особого ребенка можно помочь тогда, когда он, знает, чего хочет (формирование запроса, согласование представлений о работе с возможностями учреждения, специалистов). -Важно уважать темп продвижения родителей по кругу принятия и переработки проблемы ребенка. Не двигаться быстрее, чем возможно для родителей и скоординировать их совместную работу. - Специалист не может стать родителем за кого-то, он не может сказать, что ваш ребенок такой-то и вы должны делать то-то (соблюдаются границы ответственности). Донести до сознания родителей, что основная работа с ребёнком должна проводиться именно родителями, а специалист является лишь проводником в этой работе. Чего нельзя говорить человеку на остром этапе. - запрет на горевание (не плачь, соберись – в этом случае человек помощи не получит)- не обесценивать горе человека; - призыв к позитивному мышлению (что все будет хорошо, звучит не убедительно, т.к внутренний эмоциональный надрыв человека не позволяет себя чувствовать на данный момент хорошо); -утешение будущим (да ладно, вернетесь или выйдешь еще замуж, еще родишь - внутренний ресурс тратится еще больше, чтоб не убить соболезнующих...); - произношение общих фраз типа «время лечит» - бестактность; - попытки рационализировать потерю (вы давно хотели переехать.) - призывать, ты должен держаться, другим еще хуже…; - искать виноватого, занятие пустое и вредное; - псевдоодобрение: «я знаю как вам трудно, я понимаю вас»; - делиться собственным горем. Общение на остром этапе: - не ожидайте благодарности; - не обижайтесь при отказе от помощи; - не пугаться интенсивности эмоций; -не рассчитывайте на логику. 4.Некоторые психотерапевтические методы работы. Родителям предоставляется помощь в виде индивидуальных психологических консультаций. Ребенок не всегда может рассказать о том, что он чувствует и переживает; он не всегда может объяснить, в какую ситуацию он попал и что с ним произошло, и наконец, он не всегда может адекватно реагировать на специалистов, которые будут с ним работать. Детям оказывается помощь такими методами как: - игротерапия; - арт-терапия - коллажтерапия - рисуночная терапия - сочинение историй; - сказкотерапия, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо. - куклотерапия; - песочная терапия -песочная терапия для детей с особыми потребностями в развитии является очень актуальной, т.к. ребенок часто словами не может выразить свои переживания и страхи. - звукотерапия и др. В заключение можно сказать, что помощь необходима для предотвращения нарушений поведения и профилактики психосоматических расстройств. Следствием эффективной психологической помощи пострадавшим является оптимизация психического состояния и поведения человека в экстремальных ситуациях. Еще хотелось отметить, что всем знакомо понятие о травме после стресса, но есть еще и такое понятие как травматический рост, пережив стрессогенную ситуацию мы усваиваем ее в свой социальный опыт и выходим из нее более сильными. А многие люди выходят выросшими и личностно, и духовно. Зайцева Елена Николаевна, практический психолог I категории, ГУ ЛНР «Республиканский центр социальной реабилитации детей- инвалидов «Возрождение», г. Луганск, ЛНР Рекомендуемые интернет-ресурсы: 1. Форум Семейство сайтов «Пережить.ru» 2. Как пережить развод, расставание. www.perejit.ru 3. О настоящей любви. www.realove.ru 4. Для тех, кто не хочет жить. www.pobedish.ru 5. Как пережить смерть близких. www.memoriam.ru 6. Преодолеть последствия насилия. www.vetkaivi.ru 7. Болеем, не унывая. www.boleem.com 8. О гаданиях и привороте. www.zagovor.ru 9. Как стать счастливым. www.realisti.ru 10.Этот сайт не относится к проекту «Пережить.ру», но о нем тоже хочется упомянуть здесь: www.noabort.net Литература: 1.Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 174 с. 2.Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации: Справочник практического психолога. – М.: ЭКСМО, 2005. – 916 с. 3.Карварсарский Б.Д. Психотерапия: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2002. – 672 с. 4.Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. – М.: Смысл, 2005. – 182 с.
3
0
14
З
Зайцева Елена Николаевна

Зайцева Елена Николаевна

Другие действия